Общероссийский Профсоюз образования

Территориальная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области

190098, Санкт-Петербург. пл. Труда, д.4, Дворец труда, кв. 38



Открытое письмо депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

20 лет непрерывных реформ поставили наше образование на грань, за которой его уже может и не быть. Из системообразующего института нации, который формировал всех нас как граждан России, оно превратилось в услугу. Преступление против страны — позиционировать образование как услугу. Образование — это системообразующий институт нации, который мы утрачиваем.

Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Молодежь начинает воспринимать страну просто как место работы. А место работы в случае чего можно и поменять. Мы утрачиваем и содержание образования, и его социальную функцию. Ужас наших реформ состоит не только в том, каковы они, но и в механизме принятия решений. Вместо того чтобы оглянуться и подвести итоги реформы, мы убегаем от анализа реальных проблем, формулируем новые лозунги. Прежде чем проводить те или иные реформы, необходимо понять, какое образование нужно стране. Нам, гораздо больше, чем например, трата денег на постоянную разработку все новых и новых ГОСов, непомерно раздутый акцент на применении компьютеров, дистанционное обучение, электронные учебники и ресурсы (все то, на чем зиждется бизнес, финансовые интересы определенных кругов) отчетность,   - помогло бы повышение стипендий аспирантам, и улучшение условий работы преподавателей и учебно – вспомогательного персонала (УВП). У нас аспирантской стипендии не хватает на оплату общежития и проезд к месту работы. Компьютер — инструмент, его надо использовать. Однако, вряд ли электронные носители и дистанционное обучение могут сделать что-то такое, чего не сможет человек с тряпкой и мелом у доски. Конечный продукт образования – это мозг. Его развитие и самосовершенствование.

 

Вызывает тревогу, что объявленная много лет назад модернизация образования обещает набрать новые обороты: сокращение вузов, сокращение бюджетного приема, изменение структуры вузов, усиление давления на преподавателя (увеличение нагрузки, увеличение количества студентов на одного преподавателя, увеличение отчетности и пр.). Поэтому наши предложения по улучшению положения дел в высшем образовании следующие:

  1. Законодательно установить минимальный срок при заключении трудовых договоров профессорско-преподавательского состава вузов не менее 3 –х лет.
  2. <Повысить заработную плату учебно – вспомогательному персоналу вузов не ниже средней по региону и стипендии аспирантов не ниже средней по России. При этом уточнить, что средняя заработная плата должна рассчитываться исходя из должностного оклада, стимулирующих и компенсационных выплат.
  3. При выделении финансирования ВУЗам и при проведении конкурсных процедур профессорско-преподавательского состава ослабить роль показателей в зарубежных рейтинговых системах (Шанхайский и тому подобные рейтинги, а также Scopus и Web Sience, Core Collection и т.п.) и повысить роль отечественных рейтингов, учитывающих интересы нашей страны и публикаций в отечественных изданиях. Повысить роль и качество отечественных научных изданий.
  4. В новой системе оплаты труда установить единые должностные оклады по всем ПКГ с учетом обоснованных коэффициентов по регионам. При расчете средней заработной платы ППС не должны учитываться выплаты: по грантам, научно-исследовательским проектам, отдельно финансируемым программам и т.п.
  5. Своевременное финансирование ВУЗов в соответствии с принятыми нормативами подушевого финансирования и объема госзаказов.
  6. Законодательно уменьшить соотношение преподаватель-студент с 1 : 12 до 1 : 8.Для чего внести эту поправку в закон «Об образовании».
  7. В разы сократить отчетность вузов по показателям, не отражающим качество образовательных услуг, объем и значимость научных разработок, условия работы и учебы преподавателей и студентов.
  8. Провести анализ проводимых реформ в образовании с привлечением независимых экспертов и вузовской общественности за прошедшее время и обозначить пути дальнейшего развития образования.
  9. Выделить средства на переоснащение учебных и научных лабораторий технических вузов, ремонт и реконструкцию учебных корпусов и студенческих общежитий в соответствии с существующими санитарными нормами.
  10. Освободить от уплаты подоходного налога физических лиц – граждан России с доходом, равным прожиточному уровню и ниже.
  11. Принять закон о статусе преподавателя.
  12. Увеличить в бюджете Российской Федерации расходы на образование до 7%.

 

Отраслевой Совет  председателей

Первичных профсоюзных организаций ВУЗов