Общероссийский Профсоюз образования

Территориальная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области

190098, Санкт-Петербург. пл. Труда, д.4, Дворец труда, кв. 38



В Петеребурге состоялись городской и областной педагогические советы: подведем итоги

a shkolnoy partoy

Петербургская система среднего образования уже много лет по праву считается одной из лучших в России. Педагоги города на Неве исходят из того, что те или иные дарования есть в каждом ребенке. О том, как эффективнее развивать способности детей шла речь на Городском педагогическом совете, который прошел 28 августа в БКЗ «Октябрьский». Его тема - «Петербургская школа: территория талантов».  

Величие державы рождается за школьной партой

За последние годы в нашей стране было разработано немало перспективных стратегий и концепций в сфере образования. Однако, как справедливо отметила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, даже самый здравый документ мало чего стоит без талантливых людей, способных воплотить его в жизнь. Очень многое зависит, как от профессионализма, так и от личностных качеств педагогов.

Людмила Вербицкая убеждена, что учитель «должен быть современником тех, кого учит». Иными словами, постоянно совершенствоваться и не цепляться за отжившие свой век догмы. Людмила Вербицкая также призвала помнить о том, какую огромную роль в процессе обучения играет грамотный русский язык. «Речь педагога должна быть абсолютно правильной, яркой, талантливой», - подчеркнула президент Российской академии образования.

Достижения петербургских педагогов говорят сами за себя. В топ-500 лучших средних образовательных учреждений России - 31 школа Северной столицы. Лучшим в стране вновь признан петербургский лицей №239. Педагоги Петербурга стали победителями и лауреатами престижных конкурсов «Учитель года России», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «За нравственный подвиг учителя» и многих других.

По мнению председателя Комитета по образованию Жанны Воробьевой, о высоком качестве подготовки петербургских школьников свидетельствуют и результаты Единого государственного экзамена. За 3 года количество тех, кто получил на выпускных экзаменах не менее 100 баллов, увеличилось с 153 до 337. В 2016 году почти 200 юных петербуржцев стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. В нынешнем году с отличием окончили школу 1907 учеников.

Председатель Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров полагает, что школа должна исполнять три основные функции - давать теоретические знания, прививать практические навыки и воспитывать. «Недаром говорят, что величие державы рождается за школьной партой, - продолжил свою мысль спикер городского парламента. - Именно в школе начинается формирование гражданского общества и профессиональной элиты страны».

Вячеслав Макаров отметил, что долг учителя - стараться раскрыть таланты каждого ученика. Ведь обойденные вниманием педагогов молодые люди пополнят ряды «потерянного поколения» или с головой уйдут в компьютерную реальность. По мнению Вячеслава Макарова, одна из важнейших миссий современной школы и каждого педагога состоит в том, чтобы подрастающее поколение использовало свою компьютерную грамотность в реальной, а не в виртуальной жизни, во благо, а не во вред обществу.

Становление и развитие юных дарований в значительной степени зависит и от окружающей среды. Людмила Вербицкая напомнила, что наряду со школой, значительную роль в образовательном процессе может и должна играть семья. К сожалению, далеко не все родители способствуют развитию талантов своих детей.

То, как должна выглядеть идеальная школа, очень ярко и образно сформулировала директор лицея №144 Вера Князева. Это – творческие, любящие свое дело педагоги и множество улыбающихся лиц. Поэтому не удивительно, что выпускники таких школ через несколько лет с удовольствием приводят туда своих детей.

Настоящий педагог порадуется, если ученик превзойдет его

nastoyaschiy pedagog

«Безусловно, без талантливых учителей талантливых учеников быть не может, - убежден заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ Андрей Кашаев. – Профессиональная подготовка педагога должна отвечать самым современным требованиям. Педагогическое искусство заключается не в том, чтобы просто научить чему-то ученика. Ребенка необходимо еще сориентировать в нужном направлении, чтобы он, включая свой поисковый потенциал, учился у педагога тому, как нужно решать ту или иную задачу. Настоящий педагог поможет развить таланты своим ученикам и искренне порадуется, если его воспитанники окажутся талантливее, чем он».

Свои недюжинные таланты петербургские педагоги проявляют буквально во всем. Прекрасные традиции имеет система среднего профессионального образования в города на Неве. «Сегодня талант ученика — очень важная составляющая в экономике Санкт-Петербурга, - отметил Андрей Кашаев. - В перспективе - это будущее нашего города, нашей страны».

По данным директора колледжа метрополитена Владислава Апаницина, она сейчас насчитывает 49 образовательных учреждения, в которых обучаются 37 тысяч студентов. Их них готовят специалистов, способных работать на самом современном оборудовании и, что не менее важно, творчески мыслить. Для объективной и независимой оценки качества подготовки выпускников введена система демонстрационного экзамена. Его проводят независимые эксперты, в том числе, и представители работодателей. Поэтому 99% выпускников системы профессионально-технического образования Петербурга трудоустраиваются, а работодатели имеют возможность присмотреть для себя наиболее перспективных специалистов.  

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в своем выступлении отметил важность дополнительного образования для раскрытия талантов детей. За прошлый учебный год количество школьных отделений дополнительного образования увеличилось до 452. Более 88% юных петербуржцев посещают различные кружки и секции. «Эти услуги в той или иной форме должны быть доступны в каждой школе на бесплатной основе», - убежден Георгий Полтавченко.

Наряду с этим, глава города считает необходимым создать учреждения дополнительного образования нового типа – для особо одаренных детей. Это - Образовательный центр для детей, проявляющих выдающиеся достижения в обучении, науке и искусстве, а также Специализированный центр для детей в сфере IT-технологий и конвергентных систем. Планируется также создать аналогичный центр для способных детей, проявляющих интерес к проблемам экологии и защиты окружающей среды.

Георгий Полтавченко напомнил девиз одного из выпусков знаменитого Императорского лицея – «Для обшей пользы». В ту пору акцент делался на воспитание и талантливых мастеров своего дела, и талантливых патриотов, подчеркнул губернатор Петербурга. В связи с этим уместно напомнить, что в новом учебном году в петербургских школах появится дополнительный учебный час для изучения истории в 10-11 классах. Примерно 35 часов в год будет использовано для более глубокого изучения истории России, Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда. 

Все условия для раскрытия и развития талантов созданы и в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), расположенных на территории Петербурга и Ленинградской области. Нынешним летом в ДОЛ прекрасно отдохнули и приобрели новых друзей и новые знания более 140 тысяч юных петербуржцев. И в этом совместная заслуга всех трех социальных партнеров – городских властей, профсоюзов и работодателей. 

Андрей Кашаев также отметил, что майские указы президента РФ о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе и образования, в Петербурге выполняются максимально последовательно.

От качественного образования — к успешной личности

Ранее, 23 августа, в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» прошел Областной педагогический совет. Представители педагогического сообщества 47-го региона вместе с представителями властных структур и профсоюзными лидерами определяли основные направления своей работы в наступающем учебном году. Основная тема была сформулирована так: «Ленинградская область: от качественного образования — к успешной личности».

По мнению губернатора Александра Дрозденко, качество образования в Ленобласти повышается из года в год. Как свидетельствуют данные последних опросов, 87,5% жителей удовлетворены уровнем знаний, получаемых в учреждениях образования 47-го региона. По результатам сдачи ЕГЭ Ленобласть входит в лучшую «зеленую» зону.

«Более 62% опрошенных жителей считают, что благосостояние региона и их семьи за последние три года изменилось в лучшую сторону. Это очень важный показатель, поскольку подтверждает, что решается главная задача отрасли "От качества образования — к качеству жизни"», — отметил Александр Дрозденко.

Разговор о качестве образования продолжился на открытой дискуссии, в которой приняли участие директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Андрей Петров, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленобласти Сергей Тарасов, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова, учителя школ и родители учеников региона.

«Участники дискуссии пришли к единому мнению, что воспитание ученика, как успешной личности, возможно только усилиями всего педагогического коллектива, - резюмировал Андрей Кашаев. - Это подтверждают факты: победители различных школьных олимпиад и конкурсов из числа учеников образовательных учреждений Ленобласти — это воспитанники по-настоящему творческих, инновационных коллективов преподавателей. Успех ученика — это заслуга всей команды, а не одного конкретного учителя».

На педсовете был обозначен основной вектор развития сферы образования Ленобласти в новом учебном году. По словам губернатора, необходимо обеспечить рост зарплаты педагогов — в соответствии с майскими указами президента, ликвидировать очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет и добиться отмены второй смены в школах до конца 2017 года. 

Андрей Кашаев обозначил основные направления деятельности территориальной организации профсоюза. Это - борьба за рост заработной платы работников сферы образования, защита их прав и интересов, отстаивание интересов педагогических коллективов, содействие первичным профорганизациям в их работе по контролю за охраной и условиями труда педагогов, юридическая поддержка первичек. Профсоюз также оказывает активную поддержку конкурсам профессионального мастерства работников системы образования. На протяжении многих лет территориальная организация профсоюза является соорганизатором региональных этапов конкурсов «Учитель года» и «Классный, самый классный».

В рамках областного педсовета традиционно подвели итоги профессиональных состязаний и наградили их победителей. Ценные призы от профсоюза лучшим преподавателям и классным руководителям области вручил Андрей Кашаев.

Михаил Кореневский